Любите ли вы сравнивать старые и новые варианты одного фильма, как это люблю делать я? "Одиннадцать друзей Оушена" с Синатрой - и с Клуни... Или вот Афера Томаса Крауна с Фей Дэнуэй и с Рене Руссо.
Молодая Фэй Дэнуэй - красавица вневременного стандарта, Стив МакКуин (очень похожий на Дэниэла Крэга, к слову) участвуют вовсе не в "элегантном преступлении, который совершил элегантный человек". Том Краун 68 года делает это из... социального протеста. Он - "против системы". Это... ужасно)) Учитывая, что сам фильм - элегантный фильм. Элегантно увлечение планером, не на столько, как в 90-х, когда подобное увлечение - это вообще из разряда меток и маркеров, а для своего времени. В формате времени - и снова элегантно - конное поло. Подозреваю, что в варианте с Пирсом Броснаном не нашлось достаточного количества воспитанных лошадей и поло заменили на бюджетный катамаран. И получился Броснан одиночкой в квардрате, без командных игр и даже без секса. Т.к. прекрасная Кнуцхорн, к которой ревнует руссо - ему крестница. О чем мы, слава богу, узнаем только под конец. И то хлеб. В 68-м, в разгар сексуальной революции (или даже уже не в разгар?) - Том Краун имеет любовницу, как и положено нормальному мужчине в расцвете сил, с жаждой адреналина и траты денег. Любовница тоже чудо как хороша - не перекаченно-силиконовая модель из 90-х, придется и этот недостаток простить фильму с Броснаном и его ультра-глянцевой псевдо-подружке.
А вот драйва больше в современном. Фэй Дэннуэй не дотягивает до хищницы Руссо. Ах, как восхитительно Рене бросает вызов всем - от детектива до миллионера. Вызов не пошлый: парирует умно, высмеивает мягко, глазки опускает, жемчуг в подарок берет - она же не скажет никогда скучной фразы "я не приму его". Браво. А вот Фэй, напротив, сплошной фэйк в определенных сценах. Фэй играющая в шахматы - набор штампов порноиндустрии. Подозреваю, что когда снималось "элегантное кино" - их еще не было. Она даже палец в рот кладет, обдумывая ходы. И Краун ей проигрывает - так страшно хочет.
Порно не задорно ни в одном из вариантов. Но целуются в варианте 68 года - красиво. А в варианте 99 - бегают и ржут. Зато есть совершенно сексапильная и сексуальная сцена на черно-белом балу. О да. Рене Руссо - мастер вызова. Она вызывающе себя ведет, вызывающе танцует и вызывающе совмещает расследование и флирт. Это честный спарринг. Победитель неясен. Фильм 68, несмотря на все секс-революции - сексисткий. При том, что Краун безумно хочет Вики после шахмат)) - он явно ведет игру. Ни разу Фей не вырывает инициативу - зритель знает, кто тут кукловод. И - вопреки голливудским стандартам - они не будут вместе. Крауну важно проверить, на чьей она стороне. Он предложит ей выбор - постфактум. Фей приведет полицейских - и получит послание. В котором признание в любви, а так же приглашение забрать деньги и прилетать. Либо - если она с полицейскими - получить краунский ройлс ройс. В компенсацию потери Крауна.
"С кем ты заодно?"
Крауну из 99 все равно, с кем она - ему хочется, чтобы она была с ним, ему пофиг система в общем, и кому служит его любовница - в частности. Но он хочет, чтобы она получила прививку "потери". Чтобы потом - навсегда. Ну, или надолго. И это более элегантное решение. Мужчина, который улетает от женщины только потому, что она желает сидеть на двух стульях - невеликодушный
Но Оскара, тем не менее, получит.
Я бы тоже дала этому фильму Оскар. То, как планер взмывает в безоблачное небо - смотрится щемяще-болезненно, и не поймешь, откуда это ощущение берется. От Леграна? Не факт. От каких-то флюидных составляющих, благодаря которым понимаешь - вот элегантный фильм, вызывающий элегантные чувства. Несмотря на сценарий с "социальным протестом" и низкую напряженность отношений, т.к. Фэй сливает позиции и эмоционально ложится под мужчину.
Аферу Тома Крауна 99 розлива тоже люблю нежно - за грубость и воспитание чувств, за постоянную пробу на зуб отношений, сил, интеллекта - за драйв. В котором потерялась эта бесценная щемящая нота. Потерялась несмотря на то, что здесь именно что "элегантное преступление, которое совершает элегантный человек". Ведь в нем не было ни малейшей корысти - только вызов. Прежде всего самому себе - ведь равных-то нет. Ну и всему миру заодно - артисту нужны зрители.