Хочу сразу предупредить, что если суждения мои покажутся безапелляционными (ну не могу я везде вставлять, что это имха) – помните, что говорю я исключительно о своем впечатлении, на истину не претендуя. Ну и еще оговорю, что многое я писала непосредственно после первого прочтения, обещая «все хорошее» оставить на закуску. «Закуска» отложилась на долго, так что сейчас выкладываю и хорошее, и всякое, иначе это будет не отзыв, а недоразумение хвалебное)
Итак.
«Ночная кукушка». Притча от Ракуган.
У каждой тучи есть подкладка, у каждого фика есть фон: мир, в котором живут герои, со своими связями, пружинами, законами, моралью… читать дальшевсем тем, с чем взаимодействуют персонажи. В идеале. Но как-то повелось, что в ГП фэндоме мир заимствован у Роулинг, и авторы не усложняют себе жизнь, что-то в нем меняя. Или, что более верно, принимают его как константу. Или не задумываются, а пишут о любви персонажей, или….(укажи сотую причину)
Т.е. веду я к тому, что подход Ракуган где-то уникален: она пишет другой мир. Победа Волдеморта как-то подразумевает, что прежнего не будет: пришла иная идеология, которая диктует иные нормы поведения, иные условия для карьеры (да-да, все это автором учтено).
Мир переустраивается, магглорожденны вынуждены крутиться, пытаясь сохранить свои позиции при новой власти, власть ждет, пока они оступятся – и уж карает так карает. Весь этот нацизм привязан к чистоте крови, отчасти даже обоснован, как обосновывают его политические спекулянты. Читать это страшно. И любопытно. Любопытно – т.к. качественно описано, создается ощущение, что автор очень ориентируется в вопросе: очень фашистскую германию напоминает)
Логика строится в рамках ГП реалий: есть же корни у нелюбви к магглорожденным. Есть история этого вопроса. Есть ТЛ.
Вот эта прописанная «подкладка тучи» - пока единственная в своем роде, встреченная мне в фэндоме. Обычно райтеры ограничиваются линией отношений между персонажами, или story. Даже если написанную историю можно читать как отдельное приключение, со своим началом, логикой событий, кульминацией и развязкой, ни у кого я раньше не видела такой мощной «оболочки», второго слоя. Логика поведения героев на нее плотно завязана, вплетена и создает тот объем, которого почти всегда лично мне не хватает. Обычно фики, даже не плохие, плоские, как голос исполнительницы народного ансамбля, а тут плотный и насыщенный вокал)))
Вот это я не смогла сформулировать сразу по прочтению, и это служило основой неоднозначной оценки фика, т.к. и тогда, и сейчас некоторые персонажи и их диалоги вызывают у меня вопросы.
Персонажи.
Минерва МакГонагалл
Главная, и, как мне показалось, не шибко любимая автором героиня. Она не умеет – и не желает, вот где засада, противиться обстоятельствам. Она вечно усталая и обессиленная (на приеме у Нарси, в койке с Лордом – тоже частенько, аж заснула один раз)), во время Поминок, после спасения студента, после Хогсмидских переговоров, вечно *она так устала, что ей было все равно* - эта фраза-иллюстрация к характеру. Такое ощущение, что у Минни депрессия длинною в жизнь. Она не противится добровольно-принудительному пожеланию Дамблдора отправить ее к Лорду, она не противится исполнять роль посаженой невесты на представительских обедах, она не противилась койке с Лордом. При этом все вышеперечисленное ей однозначно неприятно, противно и против характера и убеждений.
И совершенно не понятно, что у них там с Дамблдором «говорено-переговорено», ибо миссию она свою даже не проваливает – она к ней не приступает. Том сам все сделает. Позовет, привлечет, уложит в койку, когда захочет, попрощается тоже когда захочет. Перекукует она Лорда хорошо после официальной черномагической победы: когда Темные захотят подписать с Орденом Феникса мировую. Лорд будет до последнего колебаться, пойти на это дело, или накрыть всю верхушку во главе с Лили Поттер. Заложники с обеих сторон в этом случае – первые кандидаты на тот свет. И Минерва обманом меняется с человеком со стороны Темных.
Так она уравновешивает второе, точнее, первое свое судьбоносное «куку»))) -
когда она так эффектно поговорила с Лордом, что тот решил не убивать Гарри, и все пошло "не правильно": сам не сгинул, старшие Поттеры живы, Дамблдор мертв.
Такая вот загогулина))
Да, забыла написать: во время учительствования в школе Минерва очень напоминала мне маму Мариэтты Эджкомб: никаких подпольных групп, никакой
Т.е. именно то самое «ни рыба, ни мясо», как называл ее прежнего мужа собственный дед Минервы.
офф
Это, конечно, право автора, сделать главного персонажа, от чьего имени написан фик, на столько не интересным в личностном плане. Покорилась всему – даже не помычала. Вот обидно как-то за такую МакГонагалл. Главное, я не поняла, когда мы ее такую красивую получили: во флэшбеках была нормальная девушка. Резковатая, волевая и не позволяющая крутить собой. Потом убедительно было написано ее поражение Тому. Да, он умел ею манипулировать. И что? Этот проигрыш пожизненный? С мужем не сложилось, с ребенком в отношениях холодок.. Охохо. Депрессивно. Очень. Особенно, учитывая, что Гриффиндор – факультет мужественных и стойких людей, умеющих сопротивляться. Или хотя бы способных к этому
Том Риддл он же Волдеморт
Том – второй главный герой. Де факто – первый. Иногда мне даже казалось – единственный.
Ему досталось все, что обычно отпускается целой группе персонажей: красивые поступки, не красивые поступки, красивые фразы, не красивые фразы, свой жизненный Путь, подмявший под себя чужие, последовательное поведение - и «все такое внезапное» поведение тоже. Не человек, а бесконечность. Точнее, от минус бесконечность до плюс бесконечность. Том забавен, Том умен, Том жесток, Том хитер, «Том задушит меня». У него даже есть канонные корни: помните, как Гарри восхищенно наблюдал за тем, как «Том сделал Слагхорна?» Вот Том Ракуган – оттуда. Дополненный, апгрейженный, восхитительный блестящий Том. Всем хорош. Только людей убивает. Не ради удовольствия – ради идеи. И то хлеб, что не маньяк. Концепция следущая, поправьте меня, если не так поняла) «очистим мир от грязнокровок, угрожающих взорвать его изнутри».
Грязнокровки вредны: они ставят под угрозу секретность магов, а у маллгов есть бонба, это раз. И они скупили все места на рынке, а весь бизнес на корню. Так же заняли все рабочие места – это два. Это базис. Остальное наросло вокруг. Тут персонаж сливается с концепцией фика, политической ситуацией, как она видится автору, соответственно, социумом и отношениями внутри него. Вот такой качественной, полной, подробной и логичной проработки мира вокруг героев я не видела давно. Если вообще видела. Впрочем, я об этом уже говорила.
Возвращаясь к персонажам: Лорд у Ракуган очень… хороший. Негодяй, конечно, но душевный. И в кругу семьи по своему мил и заботлив. И для своих много чего готов сделать, и попечалиться об ушедших, и уютно так сказать «ну здравствуй, Минни». Даже к тому, что та его хронически не хочет, относится без выраженного негатива. Можно сказать, с пониманием. Хороший человек, жаль только, что Волдеморт.
Кстати, у него есть характерная особенность: соглашаясь с собеседником, он всегда оказывается при своих: не хочешь спать – заставлять не буду. А чего ты в койку не идешь? Я носить на руках стар уже…
Или
Не бойся, шантажировать я тебя не буду. Кстати, твой сын живет в Штатах, вот это его, кажется, фотка, снятая практически вплотную?
Мне кажется, эта продуманная деталь у автора подсмотрена в жизни, у реального человека позаимствованная. Но это уже исключительно область впечатлений. Впрочем, все здесь написанное – область впечатлений.
Кстати, вспомнилось…
Сцена секса с Лордом-победителем еще раз доказывает, что власть сексапильна) Ни разу у Лорда не было подобного постельного успеха у вечно уставшей Минни – когда он был в подполье. А как скипетр в руки – так и рычания/рыдания на блюдечке. Хотя, честно скажем, она и тут попыталась сачкануть и притвориться усталой. Ну что за женщина – вечно измучена и утомлена))
***
В фике нет кульминации. Т.е. я понимаю, что согласно названию, апогеем кукушиной деятельности являются Хогсмидские переговоры, но эмоциональным пиком, реальной кульминацией – несомненно – голова Дамблдора с мозгами из марцепана. В общем, Том Минни перекуковал. Это он ночная кукушка, не иначе))
Что смущало, но делало чтение интересным. Лорд-колективист очень смущал. Честно.
концепция отношений «староста – другие» смущала.
цитирую
У нас здесь принято думать в первую очередь об интересах факультета. Если сравнивать с военным делом, то гриффиндорцы безнадежно застряли в бронзовом веке. Вы по своей природе — одиночки
С ума сойти. Гриффиндорцы – одиночки, Лорд-коллективист.
Лично я вижу 2 «коллективистких» факультела и два «единоличных». Единоличники – это Рэйвенкло, их базовое качество – думать. Которое, в отличие от коллективного «делать» все же можно и стоит осуществлять единолично. Коллективом хорошо в квиддич играть, а вот книжки читать коллективом не выйдет. Так что Гриффиндор отправляю в коллективисты, т.к. грифовская солидарность к этому тяготеет. Хаффловское отсутсвие честолюбия, отсутствие тяги к лидерству, этакого «посмотрите, я какой!» (оч. свойственное слизерину) тоже работает на коллектив. Хаффлпаффовцу просто НЕ НАДО (а не «не может») выделяться, тянуть внимание на себя, т.е эгоцентрично самовыражаться. Среди них может быть лидер не по парадигме «я первый, идите за мной», а по сути. Как Диггори. Ну, объективно человек, на данный момент времени, в Школе лучший. По сумме совокупных качеств, а не по желанию и умению доминировать. Слизеринская философия заточена как раз на индивидуализм, выделение себя из массы, любыми способами, от исторических (моя кровь краснее, точнее, голубее), стремление выделить себя в закрытые элитарные группы, до надуманных.
Т.е. Том, строящий на Слите коллектив, для меня далек от того, о котором я читала.
Кстати, при таком раскладе диссонанс в отношениях «Минни-Томми» логичен и неизбежен: людям, которым для комфорта отношений нужна полная откровенность, открытость, отсутствие тайн, не должны выбирать себе в спутники слизеринцев)) – тем требуется гораздо большая личная зона, в которую они не пустят, даже не имея глобальных планов переустройства мира.
Что еще смущает? Куча странных, на мой взгляд, деталей. Допустим, после убийства Миртл Минерва, заподозревав Тома, цитирую «пошла к Дамблдору. Ему можно было доверять. Минерва знала, что он не выдаст» ее подозрения..
Это, пардон, как? Дамблдор предпочтет сохранить риск повторных убийств, ради сомнительной чести никого «не выдать»?
О.о.
Цитата
Но в любом случае он будет наблюдать за Томом, чтобы не дать ему больше оступиться.
Вот такие стыдливые Эвфемизмы меня крайне смущают. Убийство – равно оступиться. С ума сойти.
Есть и очень удачные детали. Очень понравились «свернутые заклинания», оригинальная идея. Ребенок как объект для протеевых чар – очень остроумно) Ну и, конечно, постельный разговор Минервы и Тома, после которого тот решает не заморачиваться Пророчеством. Аплодисменты.
Мне так же нравятся крупные мазки, которыми автор рисует отношения: внутри семьи Минервы, особенно с дедом. Внутри второй ее семьи, отношения с мужем и Мартином. Я подсознательно боялась диалогов, и их было мало. Общий текст, авторский, удается Ракуган заметно лучше диалогов. Не то, чтобы они никуда не годились, но разница очень заметна.
Вот такой отзыв) на 4 листа. Благодарю всех, кто асилил. Сумбурно, но выстраивать текст нет возхможности: завтра я переезжаю, так что выкладываю исключительно чтобы слова не нарушать. Т.к. потом сети не будет некоторое время и опять все забуду.