Кто знает, отчего даже в таком жанре, как детектив, у одних персонажей есть очарование, и притягательность, и уютно с ними, как с теплым клетчатым пледом в дождливый день? Казалось бы, что требуется от хорошего детектива... Закрученный сюжет, напряжение вплоть до последней страницы, бурный и, желательно, неожиданный финал. И разоблачение магии, как она есть. У американского писателя Хэммета все это присутствует, да чего там, «Мальтийский Сокол» считается классикой жанра. Антураж, достоверность (Хэммер и сам одно время работал сыщиком) – все соблюдено. У него, как и у Гарднера, при сыщике имеется секретарша, этакая мечта мужчин о невозможном: верный друг, готовый заниматься делами шефа даже ночами, сообразительный товарищ, умеющий прикрыть и перед полицией и перед дамами, не говорю уже об умении печатать и варить кофе. О, забыла – и замуж не просится! Ни за него, ни за кого вообще. При этом очень симпатичная.
Опять же - Дух Америки первой трети 20 века, самый романтичный период для этой страны, соблюден – брутальный, не обремененный ритуалами и сложностями – вы человеку переходите дорогу, вас убивают… Сюжет – вполне. И мальтийцы туда замешаны, и Барбаросса (впрочем, к чести автора, очень умеренно) – и русский князь с неопознаваемой русскими фамилией, и девушка, которая даст фору любому преступнику- мужчине.
И не торкает.
На днях читала – и поняла, что перечитываю всего по одной истории, рассказанной персонажем. Вот эта история в истории не то, чтобы занимательная, а есть в ней «крючок», манкость… А в самом детективе – нет.
Казалось бы – все у всех одинаково, взять хоть Конан Дойля – вместо секретарши – верный Ватсон, готовый ночами не спать, верный друг и товарищ, и замуж не просится. Дух Англии присутствует, окутанный туманами, обремененный ритуалами и сложностями)) – но и там: вы переходите человеку дорогу – вас убивают. И богемские принцы… и очарование. Вот где, на каком этапе оно берется, как его «ухватить» - сохранить? Но оно чувствуется практически физически. Как чувствуется и у Кристи – не важно, главным героем выступает мисс Марпл или франтоватый тихоня-аналитик Эркюль Пуаро. Вообще, детектив относится к неблагодарному жанру – его никогда не хочется перечитать. Для удовольствия, я имею в виду. Когда интрига раскрыта – книгу закрывают. Мне и в голову не приходило перечитать Гамильтона, Гарднера, Марш… Стоят, милые, на полочке, пылятся. Это не относится всего лишь к двум европейским и одному американскому автору. (Сначала я думала, что все дело в моей любви к Альбиону, но ошибалась)
Рекс Стаут с его безжалостным любителем орхидей, прекрасным обжорой Ниро Вульфом, заставил поменять мнение.
Вот этих троих можно перечитывать бесконечно, особенно когда ты сильно устал, или когда дождь и крепкий чай.
Просто закутаться в плед, взять чашку и стать похожей на двустворчатого моллюска. Закрыться. А потом нырнуть в это «неспешное очарование, и симметрию, и гармонию, как в греческом искусстве (с)))
А вы говорите – низкий жанр…