Кто знает, отчего даже в таком жанре, как детектив, у одних персонажей есть очарование, и притягательность, и уютно с ними, как с теплым клетчатым пледом в дождливый день? Казалось бы, что требуется от хорошего детектива... Закрученный сюжет, напряжение вплоть до последней страницы, бурный и, желательно, неожиданный финал. И разоблачение магии, как она есть. У американского писателя Хэммета все это присутствует, да чего там, «Мальтийский Сокол» считается классикой жанра. Антураж, достоверность (Хэммер и сам одно время работал сыщиком) – все соблюдено. У него, как и у Гарднера, при сыщике имеется секретарша, этакая мечта мужчин о невозможном: верный друг, готовый заниматься делами шефа даже ночами, сообразительный товарищ, умеющий прикрыть и перед полицией и перед дамами, не говорю уже об умении печатать и варить кофе. О, забыла – и замуж не просится! Ни за него, ни за кого вообще. При этом очень симпатичная.
Опять же - Дух Америки первой трети 20 века, самый романтичный период для этой страны, соблюден – брутальный, не обремененный ритуалами и сложностями – вы человеку переходите дорогу, вас убивают… Сюжет – вполне. И мальтийцы туда замешаны, и Барбаросса (впрочем, к чести автора, очень умеренно) – и русский князь с неопознаваемой русскими фамилией, и девушка, которая даст фору любому преступнику- мужчине.
И не торкает.
На днях читала – и поняла, что перечитываю всего по одной истории, рассказанной персонажем. Вот эта история в истории не то, чтобы занимательная, а есть в ней «крючок», манкость… А в самом детективе – нет.
Казалось бы – все у всех одинаково, взять хоть Конан Дойля – вместо секретарши – верный Ватсон, готовый ночами не спать, верный друг и товарищ, и замуж не просится. Дух Англии присутствует, окутанный туманами, обремененный ритуалами и сложностями)) – но и там: вы переходите человеку дорогу – вас убивают. И богемские принцы… и очарование. Вот где, на каком этапе оно берется, как его «ухватить» - сохранить? Но оно чувствуется практически физически. Как чувствуется и у Кристи – не важно, главным героем выступает мисс Марпл или франтоватый тихоня-аналитик Эркюль Пуаро. Вообще, детектив относится к неблагодарному жанру – его никогда не хочется перечитать. Для удовольствия, я имею в виду. Когда интрига раскрыта – книгу закрывают. Мне и в голову не приходило перечитать Гамильтона, Гарднера, Марш… Стоят, милые, на полочке, пылятся. Это не относится всего лишь к двум европейским и одному американскому автору. (Сначала я думала, что все дело в моей любви к Альбиону, но ошибалась)
Рекс Стаут с его безжалостным любителем орхидей, прекрасным обжорой Ниро Вульфом, заставил поменять мнение.
Вот этих троих можно перечитывать бесконечно, особенно когда ты сильно устал, или когда дождь и крепкий чай.
Просто закутаться в плед, взять чашку и стать похожей на двустворчатого моллюска. Закрыться. А потом нырнуть в это «неспешное очарование, и симметрию, и гармонию, как в греческом искусстве (с)))
А вы говорите – низкий жанр…

Комментарии
10.09.2009 в 12:58

Aut non tentares, aut perfice
Когда детектив можно и хочется перечитать - значит, его писал Мастер. Потому что получаешь удовольствие не от сюжета, который известен наперед, а от всего остального...
Стаутап я заперечитывала так, что в пору менять собрание сочинений - разваливается. Как, впрочем, и Кристи. А К.Д. уже поменяли...
Так что - ППКС,
10.09.2009 в 13:11

Рыжая Элен

Да в том-то и дело, что Хэммет тоже мастер. Он признан, он интересен (пока не раскроешь интригу) - но он лишен очарования. Миттчел, кстати, была практически не признана своими современниками: очень любимый мной Уоррен просто сокорбительно высказывался о ее творчестве, при этом будучи южным джентльменом)) - но у Митчелл в "Унесенных ветром" тоже физически чувствуешь очарование. Это вообще большая загадка, на самом деле..
10.09.2009 в 13:15

Aut non tentares, aut perfice
Может, дело в атмосфере? какой-то даже театральной немного, если можно так выразиться.
10.09.2009 в 13:18

Рыжая Элен

У Кристи, безусловно, несколько театральная... И еще все трое - ителлектуалы. Не просто сообразительные люди, умеющие связать одно с другим.. Не грубые.. Что еще... практически всегда наличие в тексте хороших описаний высшего света работает на текст... составляющих много, но вот формула ли это любви - вопрос))
10.09.2009 в 13:25

Это же просто две разные школы: английский классический детектив и т.н. крутой (hard-boiled) американский. А Стаут сочетал оба направления.
10.09.2009 в 13:30

tes3m

не думаю, что все так просто. Есть Френсис, тоже классический английский, высший свет, лошади-вина-холмы, и не то...
10.09.2009 в 13:33

Нет, я не о том, кто в какой стране живет. О жанрах. Фрэнсис - представитель американской школы. А американцы, писавшие под псевдонимом Эллери Куин,- представители английской школы.
10.09.2009 в 13:37

Не знаю, на сколько Френсис представитель американской школы - в мою жизнь он вошел макулатурным "Классический Английский детектив. "Фаворит" - но даже если допустить, что кто-то из авторитетов классифицирует его так, а не иначе, думается мне, что притягательность, манкость, очарование - это из иных сфер.
10.09.2009 в 13:40

Вот тут Моэм анализирует жанр. Правда, есть и более полные разборы, но в сети не помню.
Он тут писал о классической школе, а потом: "Ему на смену пришел новый любимец публики, "крутой" детектив. Его основоположником считается Дэшил Хеммет, но Эрл Стенли Гарднер утверждает, что первым написал детектив такого рода некий Джон Дейли. Во всяком случае, мода на них пошла с хемметовского "Мальтийского сокола". "Крутой" детектив претендует на реализм. Герцогинь, министров, богатых промышленников убивают не так уж часто. Не так часто происходят убийства и в загородных усадьбах, на площадках для гольфа или на бегах. Не часто их совершают и старые девы в летах или дипломаты в отставке. Реймонд Чандлер - самый блестящий из ныне живущих авторов, работающих в этом жанре, в своем удивительно здравомыслящем и забавном эссе "Нехитрое искусство убивать" перечисляет составные этого жанра. ....В "крутом" романе, как я уже говорил, расследованию убийства не придается большого значения. И т.д.
lib.rus.ec/b/37825/read
10.09.2009 в 13:47

Не знаю, на сколько Френсис представитель американской школы - в мою жизнь он вошел макулатурным "Классический Английский детектив. Там же они не по разновидностям жанра классифицировали. Там Классический Английский в смысле - написанный в Англии и ...ну да, классический, классики жанра. Они же все равно классики уже, в каком из разновидностей жанра ни творили. Ну, если путает название "англ. классический" можно иначе назвать. Все равно два основных направления. В одном - расследование загадки и уют. В другом - стремление к реализму (переходящее в нереалистическое изображение насилия), действие важнее логического анализа и т.п.
10.09.2009 в 14:32

Fear for the best and hope for the worst (c) V.V.
всю жизнь регулярно перечитываю Кристи и Хмелевскую - не совсем один и тот же жанр, конечно, но обеих люблю безмерно, знаю наизусть.

из американцев очень люблю Макбейна. Не совсем характерный "крутой" детектив, даже вообще не крутой. Тонкий достаточно, проникновенный, без всякого пафоса. Американцев я очень много читала, всех более-менее известных, наверное, но кроме Стаута.))

а вообще и классический брутальный американский детектив 30-х / 50-х очень интересен. Но уже без фанатизма.
10.09.2009 в 14:49

сказочница
Мы с тобой пересекаемся в Стауте на данный момент.
У меня тройка лидеров Стаут-Гарднер-Кристи, но Кристи последние лет десять не идут в перечитку. Какой-то не такой настрой. А если я возьмусь ее собирать, как С и Г, меня вместе с этими томами супруг из дома выгонит. Ибо каждую книгу по 10 бакс * количество написанного Кристи...
Я все хочу свою полочку сфотографировать, я ж дособирала первых двух полное СС. Хожу и радуюсь.

У меня, в принципе, после этих трех, еще Марш из тобою упомянутых. Я, правда, мало ее читала, работы 2-3, но перечитывала с радостью. Книги у отца остались, поэтому и не перечитываю. А Хэммет не пошел в свое время...
10.09.2009 в 14:49

Quod erat demonstrandum
Я люблю перечитывать детективы :shy:
10.09.2009 в 20:45

Это кто говорит: "низкий жанр"???
10.09.2009 в 20:53

сказочница
zanuda2007, так (примерно) говорила моя учительница по русскому языку и литературе...
10.09.2009 в 21:44

zanuda2007
Это клише) Практически синоним уже.
tes3m
Да нет, я, когда говорила "английский детектив" тоже была далека от сугубо географических составляющих)) Скорее, это интегральное такое понятие, да простят мне это слово. Поэтому-то и Фрэсис, с его сугубо английским видом спорта в главе угла и интриги (а нигде скачки не имеют такого светского значения, не собирают столько людей/денег) - не воспринимается мной как представитель американской школы. И истории его пропитаны отнюдь не американским духом: так что если мистер Моэм занес его в представители американского детектива, я с мистером Моэмом не соглашусь. Как-то маловато исключительно одной брутальности, чтобы перевесить всю его "аглийскость".

Но вашу мысль я, конечно, поняла. И классификацию почитаю - грядет день сдачи ре в сад, вот будет мне раздолье и сеть часами)))

Чакра Мы с тобой пересекаемся в Стауте на данный момент

Мыф с тобой в аське никак не пересечемся))
Ты вообще там бываешь??

У меня тройка лидеров Стаут-Гарднер-Кристи, но
Я Гарднера начала читать с твоей легкой руки. Идет он, конечно, на ура, но мне в нем очень здорово чего-то не хватает. Думаю, дело в том, что я могу закрыть его в любом месте и пойти делать дела. С хорошей книжкой в моем понимании подобное проблематично)) Я бы сказала, что он крепкий ремесленник, но боюсь задеть твои нежные к нему чувства)

Диана Шипилова
Неужели интересно?

Ashes

Макбейн - это который "Карелла"? У меня муж его очень любит. А я как-то спокойно, но я его лет 12 в руки не брала... так что кто знает...
10.09.2009 в 21:53

Quod erat demonstrandum
Я вообще часто перечитываю книги. Во-первых, мои потребности в чтении не совпадают с моей зарплатой :laugh:, так что новые книги я покупаю не так часто, как хотелось бы. Во-вторых, в хорошей книге при перечитывании всегда находится что-то новое.
10.09.2009 в 21:53

Диана Шипилова во те на - а сеть на что? *ты название хотя бы этого фика про риту не помнишь?
10.09.2009 в 21:55

сказочница
Mysh'on, отож, регулярно там, но не по выходным... а и завтра, наверное, меня там не будет. А так, до обеда обычно там. И вечером.
10.09.2009 в 22:06

Quod erat demonstrandum
С компьютера читаю, конечно, но много не получается: быстро устаю((
ты название хотя бы этого фика про риту не помнишь?
Я нашла!! Вот в этом дайри лежит :)
12.09.2009 в 01:43

Не хочу сказать ничего плохого про учительницу Чакры, но фыркающим на благородный жанр мое фе. Агату я перечитываю и не по разу. читать дальше Вот в одном не соглашусь с Mysh'on: некоторые романы Нейо Марш тоже перечитываю.
12.09.2009 в 15:52

zanuda2007

Я думаю, все, кто любит детективы, имеют за пазухой кого-то, из этой тройки выбивающегося - только здесь назвали Макбейна. Марш и Гарднера. Но эти трое - они за скобкой индивидуальных вкусов. Любят все% - вот парадокс.

Что касается переводов - ну да, так всегда. Другое дело, что мой английский (сли можно так выразиться) на столько беден, что я разве что смысл уловлю. Так что перевод - единственный выход. Мне вот Констанс, когда советовала что-то, всегда писала, в чьем переводе качать. Тем и пробавляюсь)) - читаю в хорошем.